программа ЗОЖ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно статьям 28, 41, 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» четко обозначена ответственность образовательного
учреждения за жизнь и здоровье детей, создание условий для охраны и укрепления
физического и психического здоровья обучающихся.
В условиях сохраняющейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего
поколения деятельность по сохранению, укреплению и формированию здоровья школьников
рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития
российского

общества.

интеллектуальным,

В

состоянии

кадровым,

здоровья

оборонным

детей

потенциалом

и

подростков,
общества

и

являющихся
государства,

сформировались устойчивые негативные тенденции: растет заболеваемость, ухудшается
физическое развитие, прогрессивно увеличивается распространенность факторов риска
формирования здоровья и развития. В настоящее время число здоровых детей школьного
возраста в целом по стране не превышает 10%.
Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в
которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у
него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение
необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.
Данная программа рассчитана на учащихся 1-11 классов. В настоящей Программе
понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов,
а как состояние физического, душевного и социального благополучия человека.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Цель и задачи Программы.
II. Механизм и этапы реализации Программы.
III. Содержание деятельности по формированию культуры здорового образа жизни.

1. Календарный план профилактических мероприятий по формированию здорового
образа жизни. Примерные темы классных часов и родительских собраний по ЗОЖ.
2. Школьное питание - новые формы работы.
3. Медицинское обслуживание.
4. Здоровьесберегающая среда и здоровьесберегающие технологии в методической
работе.
5. Развитие физической культуры учащихся.
IV. Ожидаемые конечные результаты Программы.

Цель и задачи Программы

I.

Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов, формирование у
обучающихся навыков организации здорового образа жизни посредством развития
здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.
Задачи:
•

разработать методическое обеспечение функционирования системы воспитания

по формированию основ здорового образа жизни у обучающихся, координировать
деятельность гимназии, семьи, общественности в формировании здорового образа жизни;
•

реализовать

систему

программных

мероприятий

здоровьесберегающей

организации

учебного

направленности, оценить степень их эффективности;
•

соблюдать

гигиенические

нормы

процесса,

нормирование учебной нагрузки в соответствии с требованиями санитарных правил и норм,
осуществлять профилактику утомления обучающихся;
•

продолжить

внедрение

эффективной

системы

физического

воспитания,

ориентированной на особенности развития детей и подростков, повысить интерес
обучающихся к занятиям физической культурой и спортом;
•

осуществлять

систематический

врачебно-педагогический

контроль

за

состоянием здоровья и физическим здоровьем обучающихся, использовать комплекс
оздоровительных и медицинских мероприятий по формированию нравственных убеждений и
понятий здорового образа жизни;
•

формировать доброжелательные и справедливые отношения в коллективе,

гуманный подход к каждому ученику, предупреждение влияния негативных явлений на
личность и оказывать психологическую помощь;
•

создать благоприятные условия для формирования здорового образа жизни,

профилактики

преступности,

наркомании,

алкоголизма

и

иных

антиобщественных

проявлений среди молодежи;
•

обобщить педагогический опыт работы по формированию здорового образа

жизни у обучающихся.
II.
Этап

Механизм и этапы реализации Программы

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Исполнитель

1. Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья
обучающихся

1.1.

Осуществление контроля за
соблюдением норм СанПиНа

Постоянно
2016-2020

Администрация ОУ,
ответственный за питание,
медицинский работник

1.2.

Составление рационального
расписания уроков и внеурочной

Ежегодно

Зам. директора по УВР

2016-2020

деятельности школьников, не
допускающего перегрузок
1.3

Обеспечение качественного и
рационального питания

Постоянно
2016-2020

обучающихся в столовой

Администрация ОУ,
медицинский работник,
работник столовой,
ответственный за питание

1.4.

Обеспечение и организация
профилактических прививок (в

Постоянно

Медицинский работник

2016-2020

соответствии с календарем
профилактических прививок и
сезонных), ежегодных
профилактических осмотров
обучающихся
1.5.

Организация и проведение
неспецифических профилактических

1.6.

Постоянно
2016-2020

Администрация ОУ,
классные руководители,

мероприятий в период подъема

учителя-предметники,

заболеваемости ОРВИ и гриппа

медицинский работник

Информационное и эстетическое
оформление интерьера класса,

Постоянно
2016-2020

Администрация ОУ,
классные руководители.

столовой,
коридоров (информационные
стенды, уголки здоровья,
обустройство столовой, смотр
кабинетов)
1.7.

Разработка и издание методических В течение 2016-2017 Методическое
рекомендаций по применению

учебного года

объединение классных
руководителей

здоровьесберегающих технологий на
различных уроках и при проведении
внеклассных мероприятий
2. Организация и проведение диагностических мероприятий

2.1.

Ежегодно

Организация и осуществление

2016-2020

комплексного мониторинга
состояния здоровья обучающихся
2.2.

Создание базы данных о состоянии

Ежегодно
2016-2020

здоровья обучающихся и

Администрация ОУ,
медицинский работник
Администрация ОУ,
медицинский работник

педагогических работников на
основе комплексной оценки
2.3.

Анализ занятости обучающихся

Ежегодно
2016-2020

физкультурой и спортом

Классные руководители,
учителя физической
культуры

3. Организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий с
обучающимися

3.1.

Проведение классных часов, бесед,
встреч, «круглых столов» по вопросам

Ежегодно
2016-2020

ЗОЖ
3.2.

Проведение уроков физической
культуры в соответствии с учебной
программой

3.3.

Осуществление

Классные руководители,
учителя-предметники,
медицинский работник.

Постоянно
2016-2020
Постоянно

Учителя физической
культуры
Учителя физической

2016-2020

культуры

Проведение месячника «Здоровый

Ежегодно

Зам. директора по ВР

образ жизни»

(декабрь)

дифференцированного подхода на
учебных занятиях к обучающимся,
имеющим слабое физическое развитие
и ограничения по состоянию здоровья
3.4.

2016-2020

учителя физической
культуры, классные
3.5.

Проведение динамических пауз на
уроках и переменах (гимнастика,

Постоянно
2016-2020

руководители
Классные руководители,
учителя физкультуры

подвижные игры)

4. Формирование системы знаний о здоровьесбережении

4.1.

Внедрение разнообразных и новых
форм урочной и внеурочной
деятельности

4.2.

Организация и проведение
олимпиад, спортивных праздников и

Постоянно

Администрация ОУ

2016-2020
Ежегодно
2016-2020

Заместитель директора по
ВР, учителя физической

состязаний для обучающихся с

культуры, классные

участием педагогов и родителей

руководители

(законных представителей)

5. Работа с родителями (законными представителями) обучающихся

5.1.

Проведение всеобуча и лекториев о
ЗОЖ, профилактике вредных

Ежегодно
2016-2020

привычек с приглашением

Зам. директора по ВР,
родительский комитет,
классные руководители.

сотрудников лечебных и
профилактических учреждений,
правоохранительных органов
5.2.

Организация участия родителей
(законных представителей) в

Ежегодно
2016-2020

Родительский комитет,
классные руководители

соревнованиях «Папа, мама, я спортивная семья», спортивных
праздниках, туристических
прогулках и др.
5.3.

Проведение родительских собраний
с рассмотрением вопросов о ЗОЖ,
гигиене, возрастных особенностях,
психическом и физическом развитии
обучающихся

Ежегодно
2016-2020

Классные руководители.

III. Содержание деятельности по формированию
культуры здорового образа жизни
1. Календарный план профилактических мероприятий по формированию
здорового образа жизни.
В рамках тематических декад и месячников проводятся мероприятия, связанные со
здоровым образом жизни (спортивные соревнования, конкурсы плакатов и рисунков,
классные часы, беседы, кинолектории и др.).
Сентябрь - декада профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
«Внимание, дети!»;
Октябрь - месячник пожарной безопасности и гражданской обороны.
Ноябрь - месячник правовой культуры, профилактики преступлений и
правонарушений.
Декабрь - месячник здорового образа жизни.
Январь - Декада Мужества (посвящена Дню снятия блокады Ленинграда).
Февраль - военно-патриотический месячник.
Март - месячник трудового воспитания и профориентации.
Апрель - экологический месячник.
Май - декада «Вахта памяти» (посвящена Дню Победы).
Формы работы:
№
п/п

Название
мероприятия

1.
Классные часы и беседы о
пользе физических упражнений,

Сроки
проведения
в течение

1-4 классы

5-8 классы

9-11 классы

+

+

+

+

+

+

года

закаливании организма,
избавлении от вредных
привычек, сбалансированном
питании, правильном режиме
труда и отдыха, гигиене
2.

Лекции, беседы, встречи с
медработниками лечебных и
профилактических

в течение
года

учреждений и организаций
3.

Лекции, беседы, встречи с

в течение

работниками ПДН, МЧС,

года

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

наркоконтроля
4.

в течение
Тренинги-беседы с

года

сотрудниками ЦСМ «Центр
социализации и молодежи»
Ирафского района
5.
Тестирование, анкетирование по
вопросам ЗОЖ (Зам. директора

в течение
года

по ВР)
6.

Демонстрация мультфильмов о

в течение

ЗОЖ и профилактике вредных

года

+

привычек (классные
руководители 1-4 классов)
7. Походы, экскурсии

в течение
года

8.
Встречи с интересными людьми
социально-значимых профессий
9.

Спортивные соревнования по
различным видам спорта,

в течение
года
в течение
года

«веселые старты»
10.

Родительские собрания по
вопросам ЗОЖ, профилактике

в течение
года

употребления ПАВ, алкоголя,
табака
11.

Социально-психологическое

сентябрь

тестирование подростков с 13
лет (Зам. Директора по ВР)
12. Классное мероприятие с

октябрь

+

приглашением родителей
«Здоровые дети в здоровой
семье»
13.

ноябрь

+

+

+

+

+

+

+

Конкурс - выставка социальных
плакатов, рисунков о ЗОЖ,
профилактике употребления
табака, алкоголя, ПАВ
14.

Классные мероприятия,

декабрь

посвященные Всемирному дню
борьбы со СПИДом, лекции
медработников
15.

Викторина «Соблюдай правила
ЗОЖ»

16.

Викторина, посвященная
Всемирному Дню здоровья

17.

Семейный спортивный праздник

январь

+

апрель
май

+

+

+

апрель

+

+

+

«Папа, мама, я - спортивная
семья»
18.

Фотоконкурсы «Как прекрасен
этот мир!», «Счастливая семья»

май

Примерные темы классных часов и родительских собраний по ЗОЖ
I. Младший школьный возраст (1-4 классы)
1. Формирование навыков санитарно-гигиенической культуры.
2. Пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваний органов зрения, органов
пищеварения, сколиоза.
3. Организация работы по профилактике детского травматизма.
II. Младший подростковый возраст (5-6 классы)
1. Приобщение к здоровому образу жизни.
2. Организация профилактики детского травматизма на дорогах.
III. Средний подростковый возраст (7-8 классы)
1 Приобщение к здоровому образу жизни.
2. Организация мероприятий по профилактике наркомании и табакокурения.

3. Организация мероприятий по профилактике травматизма.
4. Организация мероприятий по профилактике заболеваний органов зрения, органов
пищеварения, психических расстройств.
IV. Старший подростковый возраст (9-11 классы)
1. Приобщение к здоровому образу жизни.
2. Профилактика наркомании, алкоголизма.
3. Профилактика преступности.
2. Школьное питание - новые формы работы
Статистика показывает, что все больше семей отказываются от натуральных
продуктов, предпочитая в повседневном питании различного рода полуфабрикаты, консервы,
и продукты длительного хранения. Низкий уровень знаний и культуры родителей в вопросах
рационального питания делает детей заложниками элементарной безграмотности и
существенно ухудшает условия для нормального развития детского организма.
Обеспечить детей полноценным, сбалансированным питанием, повысить уровень
образованности населения в вопросах питания на данном этапе возможно только в условиях
организованных коллективов в образовательных учреждениях.
Комплексные мероприятия в образовательном учреждении:
- проведение родительских собраний-конференций совместно с детьми по вопросам
организации питания учащихся, роли питания в формировании физического и психического
здоровья человека, особенности современного рынка продуктов питания и его влияние на
здоровье человека;
- проведение бесед, уроков с учащимися старших классов «Беседы о питании»;
- оформление стенгазет и проведение конкурсов на лучшую стенгазету по вопросам
рационального питания и здорового образа жизни;
-

проведение

анкетирования

старшеклассников

и

родителей

(законных

представителей) по вопросам организации питания в столовой.
3. Медицинское обслуживание
В образовательном учреждении медицинское обслуживание осуществляется фельдшером
ФАТ с.Новый Урух .
Задачи:
- Организация систематического врачебного контроля над состоянием здоровья
учащихся.
- Подбор и организация комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий по
формированию нравственных убеждений и понятий здорового образа жизни.

Направления:
1. ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ
-Оздоровления в курсе преподавания различных предметов.
- Развитие физической культуры учащихся..
- Организации внеклассной работы.
- Организации работы с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма,
наркомании, СПИДа.
- Работа с родителями и общественностью.
2. ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКАЯ
Формы работы: Учет, осмотр учащихся, наблюдения, работа с картотекой, обследование,
контролируемые лечения.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
Формы работы: участие в составлении расписания, санитарные проверки состояния
школы, пищеблока, консультации учителям, организация проверок соблюдения правил личной
гигиены.
4. РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ
Формы работы: выступления на педсоветах, консультации, работа с методическими
материалами.
4. Здоровьесберегающая среда и здоровьесберегающие технологии в методической
работе
Каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно
соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными
особенностями детей, содействовать охране и укреплению их здоровья.
Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое
здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни поможет,
несомненно, применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий в
совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения.
Гигиенические показатели, характеризующие урок:
1) Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть
воздуха,

рациональность освещения класса и

доски, наличие/отсутствие монотонных,

неприятных звуковых раздражителей и т.д.
2) Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание,
рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.
Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как

бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и
коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной
деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
3) Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной
деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.
4)

Число

видов

преподавания:

словесный,

наглядный,

аудиовизуальный,

самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех.
5) Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут.
6) Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и
творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из
"потребителей знаний" в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы,
как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор
способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя,
обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как
исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций,
общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
7) Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами),
умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
8) Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание
и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 повторениями каждого упражнения.
9) Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым
образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку
и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни;
формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа
безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора
поведения и т.д.
10) Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к
занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и
т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
11) Психологический климат на уроке.
12) Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование
юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений,
музыкальных минуток и т.п.
13) Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей
в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем через 25-30 минут в 1-м классе; 35-40 минут в
начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе.
15) Темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, "скомканность", нет времени на вопросы учащихся, быстрое,
практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы,
учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
5. Развитие физической культуры учащихся
Физическая культура и спорт играют значительную роль в формировании личности
учащихся. Систематические занятия физкультурой и спортом, способствуя физическому
развитию, физической подготовке человека, воспитывают в нем такие морально-волевые
качества, как смелость, решительность, лидерство. Физическая культура и спорт являются
мощным фактором профилактики таких антисоциальных явлений, как курение, пьянство,
наркомания и др., ибо систематические тренировочные занятия приучают человека к
трудолюбию, порядочности, к уважению личности других и т.д.
Реализация настоящей программы создаст условия для решения первоочередных задач
для

развития

физической

культуры,

разносторонней

физической

подготовленности,

формирования потребности и привычки к занятиям физической культурой и формированию
здорового образа жизни. Все это приведет к улучшению показателей здоровья и значительному
сокращению вредных привычек у учащейся молодежи.
Цель: развитие физической культуры в гимназии - создание условий для формирования
здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся средствами физической культуры.
Задачи:
■

Формирование

осознанного

отношения

и

потребности

у

учащихся

в

систематическом занятии физической культурой и спортом;
■

Содействие развитию образовательного, воспитательного и оздоровительного

потенциала учащихся на занятиях по физической культуре на основе внедрения новых
педагогических технологий;
■

Развитие массового спорта среди учащихся, родителей и педагогов;

■

Обеспечение систематического мониторинга физического состояния учащихся за

счет совершенствования применения «Паспорта физического состояния учащегося»;
■

Улучшение учебно-материальных, организационно-педагогических и кадровых

условий для развития физической культуры в ОУ;
■

Популяризация среди учащихся здорового образа жизни средствами физической

культуры.
IV. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате осуществления программы ожидается:
• изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью:
выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям
окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
• повышение социально-психологической комфортности в детском и педагогическом
коллективе;
• увеличение числа школьников, занимающихся в спортивных кружках и секциях;
• повышение уровня знаний школьников по вопросам здорового образа жизни и
здоровьесбережения;
• формирование у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни;
• повышение качества и количества мероприятий с учащимися, направленных на
формирование здорового образа жизни;
• улучшение здоровья учащихся;
• повышение интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом;
• пополнение материальной базы для проведения уроков физической культуры и
внеклассных мероприятий;
• создание необходимой базы материалов и методологической основы для формирования
здорового образа жизни, внедрение новых форм и методов воспитательной работы;
• поддержка родителями деятельности гимназии по воспитанию здоровых детей.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ 2023- 2024 УЧ. ГОД

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
план школы на 2023-2024 учеб.год.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».